Суббота, 23 Фев 19, 06.52.46
Приветствую Вас Гость | RSS

Восстановим храм всем миром
Обращаемся с просьбой ко всем неравнодушным людям помочь в сборе денежных средств для восстановления возвращенного храма.

 

 

Новости Патриархии
Новости Тобольской митрополии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Февраль » 8 » К Дню памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
11.52.23
К Дню памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Господь укреплял учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут (Мф. 10, 28). И вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Это помогало христианам мужественно встретить мучения. Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа, непоколебимою верою в нетленность и вечность, они всею душою желали принять смерть за Христа. Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси.

В конце сентября 1937 года НКВД Омской обл. было заведено уголовное дело №6296 «…О создании в Абатском районе Омской обл. контрреволюционной группировки», по которому проходило 6 человек: четверо священников, церковный староста и пономарь.

  1. Священник Иоанн (Бочаров Иван Андреевич, 1879 г.р.), настоятель церкви д. Фирсова. Возраст-58 лет.

2. Священник Стефан (Казаченко Степан Владимирович, 1876 г.р.), настоятель церкви д. Бокова. Возраст- 61 год.

3. Священник Владимир (Евстигнеев Владимир Андреевич, 1890 г.р.), настоятель церкви д. Челнокова. Возраст- 47 лет.

4. Священник Александр (Добровольский Александр Николаевич, 1878 г.р.), настоятель церкви д. Речкунова. Возраст- 59 лет.

5. Церковный староста Портнягин Иосиф Степанович, 1859 г.р., возраст -78 лет. Клирик церкви д. Речкунова.

6. Пономарь Константинов Василий Петрович, 1871 г.р. Клирик церкви д. Речкунова.

Портнягин Осип (Иосиф) Степанович – (1859 г.р.-14.10.1937г.)

Родился в сибирской деревне Речкунова (в настоящее время д. Речкунова административно входит в состав Абатского района Тюменской области). Деревня довольно большая (на 1937 г. насчитывала более сотни дворов, деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла), расположена по обеим берегам реки Китерни, впадающей в р. Ишим у с. Абатского. Осип был единственным ребенком в семье. Родители-отец Степан с матерью (имя неизвестно), русские, православные, с детства приучили его к молитве, посещению храма. Достигнув 19-летнего возраста, он обвенчался и сыграл свадьбу с девушкой из богатой семьи. Вскоре пошли первые дети. (1) Никита- 1879 г.р., (2) Иван, (3) Екатерина-1887 г.р., (4) Евгения. Примерно около 1890 г., к всеобщей скорби, мать четверых детей, скончалась. Второй женой стала Лукерья Ивановна (1872 г.р.), очень набожная, добрая и опрятная женщина. Роста была среднего, круглолица. Сам Иосиф Степанович был роста выше среднего, крепкий, настоящий сибиряк. Бог дал им еще пятеро детей. (5) Иаков, (6) Ульяна- (1896 -1987), (7) Наталья-(1897-1979), (8) Варвара-1901, (9)- Николай-1915.

Всего у Осипа Степановича было 9 детей, 4 мальчика и 5 девочек. Вся семья проживала в своем добротном доме, избе-пятистенке. До 1917 г. он имел в своем личном хозяйстве водяную мельницу, кузницу, завозню, 3 амбара, 8 га земли, 5 голов крупного рогатого скота, 12 голов молодняка. Занимался торговлей, имел свою торговую лавку. В хозяйстве помогали 4 сезонных и 1 постоянный рабочие.

После революции хозяйство поубавилось. Остался дом, 3 амбара, водяная мельница, 3 рабочих лошади, 6 голов крупного рогатого скота. Занимался торговлей. Помогал в Речкуновской церкви священнику Василию Герасеву до ее закрытия.

В 1930 г. Портнягина И. С. «раскулачили» и лишили избирательных прав. Подлежал выселению, но сбежал. Был недоволен Советской властью. Потом снова вернулся в Речкунова. В 1934-1935 г. ходил по окрестным деревням, чеботарил (чинил и делал обувку), в подмастерьях у него в это время был его внук от дочери Ульяны Антонов Вениамин (1922 г.р., из его воспоминаний, дед учил его молиться перед едой). Внучка от дочери Натальи Людмила Ивановна вспоминает, что: «все жили очень дружно. У Осипа Степановича не было никакой разницы между его детьми, я долгое время не знала, что дети были «сводные», т.е. не от одной матери. Этого не чувствовалось между ними и между нами, все друг другу помогали и встречались друг с другом, в гости ездили».

В 1936 г. ездил к архиепископу Артемию Ильинскому с ходатайством, чтобы для Речкуновской церкви назначили священника, т.к. некому вести службы. Владыка отправил туда на служение иерея Александра Добровольского. Сам Иосиф Степанович являлся церковным старостой.

31 июля 1937 года были арестованы настоятель о. Александр Добровольский и пономарь Константинов Василий Петрович, вскоре власти решили Церковь закрыть, а само здание передать под клуб. Иосиф Степанович пошел по деревне собирать подписи против этого произвола. 24 сентября он зашел в сельсовет и стал вести разговор о том, чтобы не спешили отдавать здание церкви под культурное учреждение. По доносу в тот же день был арестован органами НКВД Абатского. Во время ареста с ним проживали: жена Лукерья Ивановна (65 лет), два сына: Никита (57 лет) и Николай (22 года), 4 дочери: Екатерина (50 лет), Ульяна (41 год), Наталья (39 лет) с дочерью Людмилой (15 лет), Варвара (36 лет). Сын Иван уехал на Кавказ, Евгения и Иаков жили отдельно со своими семьями. В доме и огороде провели обыск, искали церковные богослужебные книги, все перерыли, но так ничего и не нашли. В соседних деревнях Фирсово, Боково, Челноково также были арестованы священники: о. Иоанн Бочаров (д. Фирсово, настоятель каменного храма в честь св. великомученика Георгия, построенный в 1827 году усердием прихожан), о. Степан Казаченко (д. Боково, настоятель Пантелеимоновской церкви), и о. Владимир Евстигнеев (д. Челноково, настоятель деревянной церкви в честь Рождества Христова, построенной в 1844 году).

Сначала арестованные были доставлены в НКВД Абатского. Там 25.09 к Иосифу Степановичу приходила на свидание его внучка Людмила (дочь Натальи). По ее словам она общалась с ним через забор, дед был сильно избит и попрощался с ней.

Здесь приведены ее воспоминания из письма к нам от 25.01.2008 (орфография сохранена). «Я была старшая в семье, помню он со мной часто беседовал на библейские темы. Я в то время не знала, что такое Библия, я просто его слушала и он мне рассказывал, какая будет жизнь. Я одна из родственников видела его в последний день, очевидно перед смертью. Было это в сентябре или начале октября, я приехала в Абатск продолжать учебу в 5 классе, т.к. в Речкуновой было только 4 класса, и на квартире жила у каких-то дальних родственников Портнягиных. Однажды утром, меня разбудила тетя Маруся и сказала мне, что ночью арестовали дедушку и привезли сюда в тюрьму, а жили они недалеко от НКВД, по этой же улице, видимо кто-то там работал ихний человек, что знал и им сказал, чтобы я пришла к забору (забор был дощатый), и будет в нужном месте отбита дощечка, и я повидаюсь с дедушкой, а то завтра или в ночь их отправят этапом в Ишим, и что может это последняя встреча, все знали что такое время… Я так и сделала, пошла к забору, отодвинула дощечку и их выводили во двор на прогулку. Дедушка у нас был высокий, крепкий, настоящий сибиряк, а тут я увидела его осунувшимся, руки за спиной, в длинном пальто. Таким он мне и запомнился. Он вышел последним из подвала, и мне показалось, что ему помог охранник со ступенек подняться, но очевидно он ему сказал, что он сразу посмотрел на забор и я ему сразу рученкой помахала, и он подошел. Я плакала, а он мне что-то говорил, не помню. И это было мгновение, его сразу позвали, потому что этот человек, что устроил свидание очень рисковал. В то время, потом я слышала разговор взрослых, что он (дед) погиб в дороге, погиб якобы когда этапом их в Ишим вели. Потом, когда наступила оттепель во власти, писали родители, ответили, что погиб по дороге этапом. Но скорей всего его пристрелили, наверно не мог идти. Потом бабушка рассказывала, когда его арестовали, что был обыск, искали что-то, перерыли весь двор и огород, искали церковные книги и Библию, за которые он и погиб, но не сказал где они. И так по сей день никто не знает, где он их запрятал. Спустя много лет я приезжала на Родину. Хотела найти этого человека, который помог мне тогда увидеться с дедушкой и рисковал сам, но моих хозяев уже не было в живых, и я его не нашла».

Далее подследственные были доставлены в тюрьму НКВД г. Ишима. Из Абатского их вели пешком под конвоем. На допросах все держались мужественно, от Бога никто не отрекся, политические преступления не признавали. Из протокола допроса Портнягина И.С.:

Вопрос: Вы занимались агентурной работой среди населения. У нас имеются сведения, что вы обижены на Советскую Власть.

Ответ: Да, я обижен на Советскую Власть, за то, что меня раскулачили, но агентурным делом я не занимаюсь.

Вопрос: гр. Шантуров показывал, что вы систематически вели среди населения агитационную работу. Заверяли, что Советской Власти скоро не будет.

Ответ: Показания не подтверждаю, агитационную работу не веду.

Вопрос: Вы ведете агитационную работу в религиозной общине. От кого вы получаете задания.

Ответ: Агитационную работу не веду. Ездил в 1936 году к Архиепископу с ходатайством, чтобы дали в Речкуновскую церковь попа. Дали Добровольского Александра, который служил до ареста в церкви.

Вопрос: Приведу вам пример. Колхозника Антонова Тимофея Гавриловича, вы агитировали, чтобы он пошел работать в церковь в качестве псаломщика, обещали ему приличную зарплату.

Ответ: Добровольский мне говорил, что надо найти хорошего псаломщика. Я рекомендовал гр. Антонова, но тот не согласился. Мне неоднократно приходилось слышать от Добровольского, что мало народу ходит в церковь, и что он мало зарабатывает.

Вопрос: Расскажите о деятельности Добровольского.

Ответ: О деятельности Добровольского мне ничего не известно. Известно, что Добровольский разъезжал по разным деревням, но что проводил мне неизвестно.

Вопрос: В 1937 году в разговоре с гр. Антоновым, вы сказали, что жизнь в колхозе в 100 раз хуже, чем при царе. Подтверждаете вы это.

Ответ: Нет.

Вопрос: Вам предъявлено обвинение в создании в Абатском районе поповско- кулацкой группировки, ведении среди населения контрреволюционной пораженческой агитации, направленной против Советской Власти. Признаете ли вы его.

Ответ: Обвинений не признаю.

Выписка: Портнягин И.С. обвинений в том, что является виновным не признал, но изобличен по показаниям свидетелей.

ПРИГОВОР: РАССТРЕЛ

10 октября 1937 г. Тройка при НКВД по Омской области приговорила всех к расстрелу по ст. 58010 УК РСФСР. Получается, что приговор еще раз утвердили задним числом.

14 октября 1937 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, приговор был приведен в исполнение в г. Ишиме. Точного места захоронения нет, но документально подтверждено, что массовые захоронения в г. Ишиме проводились на территории бывшего военного стрельбища в 2 км от деревни Борки, в районе Лысой горы.

Прокуратура Тюменской обл., реабилитировала Портнягина И.С. 04.07.1989 г., в соответствии с Указом ПВС СССР от 16.01.1989 г.

Правка текста от 10.02.2018 г. Артищев Эдуард

Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир, который важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Самим фактом мученичества как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что испытания наступают, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, – если он не христианин. Жизнь новых мучеников Российских свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду или к чему-нибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно - как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке) незамутненными. Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство пред Богом. И ныне в раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит нас строгой вере и служит для нас спасительным уроком.

Материалы предоставлены потомком Портнягина И.С. Эдуардом Артищевым.

Категория: Комиссия по канонизации святых | Просмотров: 36 | Добавил: v-bl
Центр гуманитарной помощи в г. Ишиме.

Адрес: г.Ишим, остановка «Госбанк», угловое здание, ул.Советская, 38 или ул.Ленина, 62.

Центр гуманитарной помощи

Подробная информация о работе центра


Подробная информация о деятельности Епархиального пансиона при Ишимской православной гимназии.


Подробная информация о деятельности монашеской общины.


Пошив церковных облачений, крестильных рубашек с вышивкой, рушников и многое другое.

В наличии и под заказ





«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728